Захар Прилепин считается одним из лучших представителей нового поколения российских писателей, «Горьким третьего тысячелетия». Это определение вполне уместно, так как его произведения характеризует живой и хлесткий язык, склонность к разработке социальных тем, к обличению язв общества. Его Россия населена озлобленными молодыми людьми с окраин страны, солдатами, отправленными на войну в Чечню, жертвами и палачами, в ней царят бедность и насилие.
В его романе «Черная обезьяна», только что опубликованном в Италии, рассказывается о новом поколении детей, безжалостных убийцах. Герой романа, размышляя о происхождении этой леденящей душу «мутации», обнаруживает мир без надежд: в нем много домов, населенных алкоголиками, действуют коррумпированные и жестокие полицейские, девушки становятся вокзальными проститутками. Это Россия даже не Горького, а скорее Достоевского. Обладающий незаурядной харизмой Прилепин – не только российский писатель, но и журналист, телеведущий, актёр, музыкант. Придерживаясь другой устоявшейся российской традиции, он стал комментатором и политиком, близок к Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Год назад он наделал шуму своим письмом к Сталину, в котором благодарил его за то, что тот превратил Россию в мощную державу, и обвинял либералов в том, что они растранжирили былую славу.
Анна Зафесова: Кто такой Сталин для русского 38-ми лет, как вы?
Захар Прилепин: Это фигура, которая противостоит колоссальным ошибкам неолиберализма. 70 миллионов людей оказались в пучине бедности, была развязана война в Чечне, Ельцин обстрелял парламент в 1993 году. Все это оправдывается тем, что «при Сталине было бы еще хуже». От левых потребовали раскаяться в прошлом. Из Сталина сделали подонка социал-дарвинизма за последние двадцать лет. Конечно, речь не идет о том, чтобы оправдывать чистки. Сталин – это символ порядка, суровости, властителя без всякой примеси гедонизма. Он после себя оставил только военную шинель и пару сапог. В нем была самоотверженность и что-то религиозное. Как говорил Иосиф Бродский, «Бог - это насилие. И именно таков Бог Ветхого Завета».
– В этом решение?
– Решение – это новая элита, которая будет избрана не благодаря деньгам: новая военная, духовная, научная, а также религиозная аристократия. Надо сменить парадигму: культивировать смелость и ум, не потакать человеческим слабостям, а стараться их преодолеть.
– Но откуда все это возьмется?
– Конечно, нужна революция: новая власть, культивирующая метафизическую аристократию, армия образованных и подготовленных детей. Достаточно 20-ти лет и 3% населения. Нужно отказаться от либеральной матрицы, от идеи того, что личность прежде всего является членом общества, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода твоего ближнего. Либерализм может работать в тепличных условиях защищенной Европы. В России он не работает.
– Вам не кажутся ваши доводы переизданием очень старого спора между славянофилами и западниками и идеи о том, что Россия не может быть «нормальной страной»?
– А почему она должна такой стать? Нам говорят, что мы продолжаем блуждать в дебрях вместо того, чтобы выйти на магистральную дорогу. А, собственно, почему мы не можем остаться в дебрях?
– Идея социальной инженерии тоже не нова.
– На самом деле либерализм, как и социализм, предполагает формирование нового человека, только индивидуум при этом должен руководствоваться худшими инстинктами в стремлении к выгоде и успеху.
– Но кто же воспитает вашу новую аристократию, ведь мир взрослых, о котором вы пишете, состоит из алкоголиков, коррупционеров, насильников, лжецов и тех, кто жаждет наживы?
– Есть молодежь, рожденная и выросшая в СССР. Она в 90-е годы превратилась в поколение, которому ничего не досталось при дележе российских богатств. Им по 30-40 лет, они не ханжи, как советские люди, но у них нет и либеральных иллюзий.
– А те, кто придет потом?
– У них нет советских идеалов, вообще никаких идеалов нет. Те, кто в те времена сохранял идеалы, не воспроизвелся. Все тогда работали на восьми работах, торговали, переезжали с места на место, все зарабатывали деньги, потому что нам сказали, что так надо. Родители переживали конвульсии страны в писках своей идентичности, они ничего не могли передать своим детям, у них не было на это времени.
– Но если у населения СССР были идеалы, то почему же страна так быстро распалась, и никто в тот момент ее не оплакивал?
– Любая империя рано или поздно распадается. Нашей страной правили старики, они вводили смехотворные запреты. Многие сначала вообще не осознали важность случившегося. Мой отец вернулся домой и сказал: «Что-то странное происходит». А моя мать ответила: «Увидишь, что все останется, как прежде». Отец покачал головой и заметил: «Боюсь, что нет». Это был советский идеализм и инфантильность, люди верили, что ничего плохого не может случиться, что все наладится. Но это все-таки лучше, чем либеральный гедонизм.
– Что вы предлагаете?
– Национализацию природных ресурсов. Нужно также перенести столицу из Москвы за Урал, в ту часть страны, которая теряет население, а ведь по ту сторону границы находится Китай, правительство которого разрешило семьям заводить второго ребенка.
– Путин не соответствует вашей модели?
– Беда не в авторитаризме Путина, а в неолиберализме. Путин – не диктатор, он старается продемонстрировать свою силу, потому что знает, что этого хочет народ. Действительно, в стране есть политические заключенные, и невозможно сформировать настоящие оппозиционные партии. Но он - не настоящий диктатор, это только из Европы кажется, что он проводит время, стреляя в журналистов. У современной российской элиты все интересы, деньги, дома, дети, собаки, тещи – за пределами России. Это не российская элита.
– Решение – национализм?
– Абсолютно нет. Проблема – не этническая, а социальная.
– Я не поняла, будут ли в этой вашей новой России выборы?
– Я думаю, что нет. Другие мои коллеги считают, что должны быть. О господи, как подумаю о Горбачеве и обо всем этом поколении идиотов…
Сталин решал проблему, уничтожая их, хотя не дай Бог нам такого. Может, выборы и лучше.
– А как о Сталине надо рассказывать в школах?
– Так же, как и сейчас, не избегая света и теней, как о любом другом историческом и политическом персонаже. Хватит культов.